19.06.2013

«Образование, наука и искусство: цифровые производственные процессы и технологическая поддержка» - «Digital Fabrication: Education-Science-Art»

19 июня в Российском Государственном Гуманитарном Университете при поддержке Департамента Образования г. Москвы прошел XIV Международный форум образовательных технологий «Образование, наука и искусство: цифровые производственные процессы и технологическая поддержка» - «Digital Fabrication: Education-Science-Art», на нем были представлены новейшие решения в области цифровых производственных процессов для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса.

Форум открыл ректор РГГУ Пивовар Е.И., который отметил инициативу правительства Москвы в организации центров технологической поддержки, в том числе и в гуманитарном университете. С приветственным словом выступил президент Российской инженерной академии, доктор технических наук, профессор, Гусев Б.В. Член-корр. РАН Гусев Б.В. рассказал о задачах стоящих перед современной наукой и техникой, проблемах подводной и подземной робототехники и высказал пожелание активно создавать студенческие исследовательские коллективы на междисциплинарной основе. Почетным гостем Международного форума стал Президент «DAAAM-International», профессор Венского университета технологий, доктор наук Бранко Каталинич - один из основателей международной научной школы "Интеллектуальная робототехника". В приветственном слове г-н Б.Каталинич подчеркнул роль международного партнерства с Россией, с РГГУ, МГТУ "СТАНКИН" в разработке интеллектуальных алгоритмов и программ для автоматизированных систем. В 2013 году соорганизатором форума стал Московский государственный технический университет "СТАНКИН", проректор по учебной работе Подураев Ю.В. в своем выступлении очертил круг проблем в области цифрового образования, которые сегодня необходимо решать. Социальным партнером РГГУ уже в течение 14 лет является компания "Polymedia", генеральный директор Новикова Е.В. отметила важность сотрудничества системных интеграторов и научно-образовательных структур, кроме того в своем вступительном докладе Новикова Е.В. представила слушателем обзор современных трендов IT и AV индустрии, показала тенденции в области зарубежных образовательных технологий.

Международный форум «Digital Fabrication: Education-Science-Art» транслировался в сети Интернет и собрал несколько сотен интернет участников. Ведущие форума: студентка 4-го курса отделения МО ИАИ РГГУ И. Толстая и директор МИНОТ РГГУ С.В. Кувшинов.

Научные доклады форума начались с выступления академика Российской инженерной академии, д.т.н., заведующего международной лабораторией информатики, мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ В.Е.Пряничникова «Методология построения образовательного процесса с использованием интеллектуальной робототехники». В.Е. Пряничников в докладе рельефно показал создание международной научной школы интеллектуальной робототехники. Он отметил, что в университетах России ведется подготовка элитных профессионалов: “инженеров по знаниям”, способных выполнять алгоритмизацию задач, специалистов по сенсорике, умеющих выстраивать интеллектуальные обратные связи для управления робототехническими системам для промышленности. Особенностью подготовки таких студентов явился рекуррентный принцип выполнения научно-учебных проектов, который успешно реализуется в учебном процессе РГГУ. Среди выступлений следует отметить доклад директора Геттингенского образовательного центра XLAB г-жи М. Нейер «XLAB инструмент научно-исследовательской мотивации молодежи», креативного директора МИНОТ РГГУ Красимира Тодорова «Трехмерная визуализация и новая парадигма пространственного мышления», о мобильной робототехнике в образовательных процессах было рассказано ведущим специалистом компании "FESTO – Дидактик РФ" Р. Панферовым. Особый интерес вызвало выступление Подураева Ю.В. «Православная иконография и робототехника: поиск кинетического умозрения», в котором были органично сплетены проблемы гуманитарного и точного знания. В докладе ведущего форума, директора МИНОТ Кувшинова С.В. «От эйфории тотальной дигитализации культурно-образовательного пространства к реальным тревогам социума» прозвучали предостережения от неразумного использовании новейших технологий, которые наравне с ощутимыми преимуществами несут и ряд негативных последствий. О задачах подготовки специалистов для научных центров, связанных с робототехникой было рассказало Травушкиным А.С., представителем МЧС РФ. Образовательные задачи промышленной робототехники стали предметом выступления представителя компании KUKA Robotics Rus Седова А. Ведущий специалист компании "Polymedia" Кузнецов С.Б. в докладе «Системная инсталляция образовательного пространства для нужд цифровых производственных процессов» показал, что для успешного обучения недостаточно приобретение необходимого оборудования, оно должно быть размещено в специально обустроенном эргономичном пространстве, которое мотивировало бы молодых людей к творчеству. В завершении пленарной части форума прошла презентация Учебно-исследовательского ситуационного центра мобильной и промышленной робототехники МГТУ «СТАНКИН», в работе которого приняли участие компании «ARM-Robotics», «Polymedia» и ряд других лидеров рынка цифровых технологий.

После пленарной части состоялись четыре секции Школы-семинара «Образование, наука и искусство: цифровые производственные процессы и технологическая поддержка». Секция «Робототехника для решения социальных проблем» модерировалась В.С. Горовцом и В.Е.Пряничниковым. На секции были представлены совместные разработки и внедрения роботов Роботино, Амур, Брокк, тренажеров для МЧС. Состоялись интернет-мосты с партнерами из Университетов  Австрии, России и Хорватии. Секция «Системная интеграция учебно-производственного и образовательного пространства средствами трехмерной интерактивной визуализации» работала под руководством С.Б. Кузнецова и С.В. Кувшинова. Участники обсуждали подходы и принципы организации учебно-производственного пространства нового типа, в составе которого: интерактивные трехмерные столы, мультитач устройства для совместной исследовательской деятельности и коллаборации, комплексные решения интеграции производственного оборудования и средств отображения информации. Затронуты были и особенности подготовки преподавательского состава в цифровых насыщенных средах, показаны примеры удачных решений и неожиданных просчетов в российской и европейской практике. Третья секция «Интеллектуальность цифровых технологий в инклюзивном образовании» - модератор Е.И. Ярославцева, обсуждала социально-культурные проблемы сохранения естественного интеллекта в условиях повышения «интеллекта» цифровой техники; понимание инклюзивного подхода в российских и американских школах; место цифровых технологий в методической работе педагога в системе начального и среднего образования; возможности дистанционного обучения для уникальных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья; риски функциональных перегрузок и устойчивости психики детей при использовании 3D технологий; компенсаторные и реабилитационные функции, а также помощь роботехнических устройств человеку. В четвертой секции «Цифровые процессы создания сложных сетевых обучающих систем и учебно-методических комплексов нового поколения» модераторы Салмина М.А. и Харин К.В. предложили участникам представить свои наработки в области новых подходов к организации учебного процесса с использованием цифровых производственных технологий, создания образовательных модулей нового поколения. В ходе работы секции сотрудники Центра технологической поддержки образования РГГУ рассказали о культурно-образовательных проектах, призванных объединить гуманитарные и технические составляющие современных технологий в обучении. Коллеги из ЦТПО при МИФИ, МИРЭА и МФТИ представили свои учебные программы и проекты, поделились планами развития центров технологической поддержки и активного вовлечения школьников и студентов в их деятельность.

В форуме 19 июня приняло участие 268 человек, среди них ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.

Эмоциональный настрой участникам форума в минуты перерыва создавал квартет "Элеганс".

Форум проходил при поддержке: Integrated Robotics Systems, Kuka Robot Group, Концерна Festo AG&Co. KG, ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, DAAAM Int. Vienna, Polymedia, МидЭкспо, Лиги образования РФ, ИФ РАН, электронного СМИ «Pedsovet.org», Международной лаборатории «Сенсорика», МГТУ «Станкин», журналов: «Мехатроника», «Интеллектуальные и адаптивные роботы», «InAVate», «Философские науки» и издательства «Радиотехника».



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц